?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у crimecat1 в Железнодорожное путешествие по Закавказью. Часть II. Нахичевань и Джульфа.
НАЧАЛО ЗДЕСЬ
ПРОДОЛЖЕНИЕ...

И так впервой части отчета мы познакомились с линией Ленинакан (Гюмри) - Карс и то, что представляет из себя железнодорожный узел КАРС по состоянию на данный момент. В этой части будет представлен подробный рассказ Михаила о посещении железнодорожных станций Нахичевань и Джульфа, расположенных на весьма оживленной(во времена СССР) железнодорожной магистрали ведущей из СССР в Иран.




ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Железная дорога пришла в современную Нахичеванскую АР Азербайджана в 1908 г., когда в рамках строительства Закавказской ж.д. была построена линия Масис - Нахичевань - Джульфа, которая связала этот пограничный с Персией регион Закавказья с портами Черноморья.

Мост через Аракс в г. Джульфа. Построен в 1907г.
Позже, в 1915 г. через этот мост прошла ж.д. линия до Тебриза. Мост эксплуатируется до сих пор.




Уже во времена Первой мировой войны, а если быть точнее, то в 1915 г., железная дорога «перешла» через пограничную реку Аракс и была протянута до персидского города Тавриз (ныне - Тебриз), став также первой железной дорогой на территории современного Ирана.




В 1941 г. была построена линия Джульфа-Миндживан, закончив таким образом линию Ереван-Баку.
Во времена ВОВ ст. Джульфа и линия Ереван-Баку играли большую роль в цепочке поставок “ленд-лизовских” грузов с территории Ирана в СССР.


(Источник фото - http://pogranec.ru/showpost.php?p=1499848&postcount=49)



В 1988 г. был электрифицирован участок Норашен - Нахичевань - Джульфа. В депо Джульфа появились первые электровозы ВЛ8, переданные, в основном с Западно-Сибирской ж.д. Дальнейшим планам по продвижению электрификации на восток в сторону Баку помешал начавшийся вскоре Нагорно-Карабахский конфликт и взаимная блокада со стороны Азербайджана и Армении. Из-за этого конфликта в «заложниках» остался и Нахичеванский участок Азербайджанской ж.д., который остался отрезанным от основной части Аз. ж.д., и естественно не имеет связи с Южно-Кавказской ж.д., которая является эксплуатантом Армянских железных дорог.

Железнодорожный вокзал в Джульфе. фото 1979г.
(Источник фото - http://pogranec.ru/showpost.php?p=1499848&postcount=49)




Итак, прибыв в Нахичевань с солидным опозданием из Ыгдыра по причине задержки на границе, я заселился в гостинице и пошел гулять по вечерней Нахичевани. Через некоторое время зашел на местный вокзал. Заглянул в здание вокзала, посмотрел расписание движения поездов. Каждый день ходит две пары грузопассажирских поездов Ордубад - Шарур и обратно. Также присутствует небольшой объем грузового движения. представленного поездами с отсевом, которые ездят от карьера в Шаруре на цементный завод под Нахичеванью.

Вокзал ст. Нахичевань



Вся станция заставлена грузовыми вагонами, которые остались тут после начала блокады и не успели выехать на основную сеть бывшей СЖД.
Притом на вагонах, так и остались клейма СЖД с отметками о проведения ДР и КР в абсолютно разных точках бывшего СССР от депо Зима З-Сиб ж.д. до депо Клепаров Льв ж.д. Был даже вагон, арендованный каким-то трестом из Кемерово и навсегда застрявшим в Нахичевани. Также рядом с вокзалом находиться местное ПЧ, но оно на меня произвело впечатление полумертвого. На станции никого не было, так что я сфотографировал здание вокзала и вернулся в город.


Вид на ст. Нахичевань с западной горловины.



На следующий день, утром, я решил поехать в Джульфу. Изначально я решил ехать на маршрутке и застопить ее недалеко от своей гостиницы. Встал пораньше и выдвинулся на остановку. Но, в итоге, получилось что "хотели как лучше, а получилось как всегда", - я простоял на остановке почти час, но ничего так и не было. В итоге я плюнул на все это и пошел на ближайшую остановку такси, чтобы доехать так. Только подошел и тут мне на встречу вынырнул какой-то частник. Я ему сказал куда мне надо и он с потолка сказал цену в 15 манатов (а буквально час назад дежурный в гостинице сказал, что нормальная цена до Джульфы из Нахичевани - 12 манат). Я не согласился и начал торг. В итоге сошлись на классической цене в 12. Загрузились в его "тройку" (ВАЗ-2103) и поехали.
Сразу завязался разговор. Вопрос про Крым последовал примерно на 45-ой секунде разговора. Воспоминания водителя о пребывания на Украине в советские времена (в Житомире на службе) начались где-то на третьей минуте, а уж там и разговор про Карабах не заставил себя ждать. )))
Между прочим, азербайджанцы очень обеспокоены крымским прецедентом: они обеспокоены, что Армения пользуясь подобным примером включит в свой состав контролируемую территорию Карабаха. Сами они говорят, что азербайджанская армия готова захватить Карабах за 2 часа с момента начала наступления, а остановиться готовы только в Ереване. Но бояться это делать, т.к. боятся "ответки" со стороны России. "Но вот если бы не было российских баз в Армении, то мы бы их...". Но, но...
Через определенное время я задал вопрос, а возможен ли вообще мир между армянами и азербайджанцами? На что последовал ответ, что возможно и да, но необходимо чтобы сменилось как минимум два поколения. Сейчас - категорически нет.
За всеми этими разговорами начали приближаться к Джульфе. Пейзаж вокруг стал воистину необычным: сама Джульфа находиться в ложбине на берегу Аракса, а дорога вьется мимо гор покрытыми матово-красными глиняными отложениями. При этом вдалеке на иранской стороне видны высокие заснеженные горные пики. Справа показалась пограничная застава и вот уже и Джульфа. Проехали железнодорожный мост, у основания которого уже виднелись столбы пограничного заграждения и контрольно-следовая полоса и поехали уже по черте города. Я вышел недалеко от автовокзала, расплатился с водителем и пошел в сторону станции.
Главной целью в Джульфе было попасть в местное депо, чтобы сделать там фото местных ВЛ8, так сказать в "родном стойле". По боковой улочке вышел к путям в восточной горловине станции. Осмотревшись, обратил внимание, что станция забита грузовыми вагонами. Притом, как и в Нахичевани в основном это полувагоны и крытые вагоны. Как и в столице региона эти вагоны стоят тут с Советских времен.


Вид на ст. Джульфа с восточной горловины



Было начало десятого, народу было мало, и я пошел в направлении депо (практически весь маршрут передвижения по Джульфе можно отследить тут:
http://wikimapia.org/#lang=en&lat=38.953544&lon=45.628206&z=17&m=b&gz=0;456265962;389507485;13840;46389;12552;48975;45919;51144;59545;51812;59759;60989;58579;68998;59008;73086;75423;74671;86474;75422;103211;81679;111901;86351;121557;90189;129389;91357;135934;92441;137329;93442;139582;93860;140333;89772;148594;90940;148379;88854;148272;75839;146770;66996;145912;63242;146234;57151;131213;57068;86259;54315;90444;44136;73063;39297;77140;28367;79822;21526;30469;9428;35405;0;24139;23779;16093;41967;643;38296;0;42050&search=%D0%9D%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8C).
Сразу же бросилось в глаза огромная сплотка тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М, которые стояли на отдельном пути (спутниковый снимок тут - http://goo.gl/maps/GBLx9, хотя в момент когда я был, часть секций стояла отдельно). Отдельно стояли длиннобазные платформы с погруженными на них ДГУ 10Д100, а также несколько паровозов серии Л.По ходу действия спросил двух проходяших мимо меня железнодорожников, где я могу найти дежурного по депо. Те сказали мне место. Рядом с "дежуркой" стоял ВЛ8, стоял хорошо, по солнцу, и я уже было приметил его в себе в "цели".

Зашел к дежурному, познакомился, объяснил кто я и зачем я тут. Сказал, что хочу сделать фото местных ВЛ8. Дежурный сказал, что не против, но нужно переговорить с начальством. Перезвонил по мобильному, но ответа не дождался. Мне предложили чаю, разговорились. Тут в "дежурку" зашел главный механик. Моему присутствию он конечно весьма удивился, но проявил радушие. Сразу же расспросил откуда я, сразу же про Крым и дальше по программе. ))) Беседа закончилась тем, что меня уже хотели женить на кем-то из местных барышень )))
Потом в дежурку зашли слесаря и снова все те же по тому же кругу снова. В общем минут через двадцать про "гостя из Киева" уже знало все депо. Но мне были важны фото и я напомнил про свою просьбу перезвонить начальнику депо. Дежурный перезвонил и насколько я понял, начальник скоро будет в депо и сам со мной переговорит. Я был не против. Главмех вышел со мной на улицу и провел небольшую экскурсию. Рядом с депо стояла сплотка из одного ТГМ23, ЧМЭ3 и одной секции 3ТЭ10М.


Тепловозы ТГМ23В48-1848, ЧМЭ3-6175 и секция тепловоза 3ТЭ10М-1364 в депо Джульфа



На данный момент в депо числятся: 6 или 7 ВЛ8, один ТЭМ1М, один ТЭМ2У, 2 ЧМЭ3 и секции от 2ТЭ10М и 3ТЭ10М. Притом интересно, что "десятки" пришли в Джульфу в 1989-1990 гг., то есть прямо перед закрытием движения по ветке Ереван-Баку и практически не ездили. Все тепловозы до сих пор в заводском окрасе, а у некоторых машин автосцепки остались девственно-голубого цвета. Правда в последнее время некоторые из них передают в "континентальный" Азербайджан перевозя трейлерами посекционно через Иран.
Мы подошли к цеху подъемки. Тут тоже находились местные рабочие. Я так же со всеми перезнакомился, снова ответил на вопросы про Крым и про жизнь в Украине. Рядом с цехом стоял свежепокрашенный ВЛ8, который видимо недавно выдали из ремонта. Рядом с ним стоял слесарь, который, как мне сказали, лично перегонял этот электровоз из депо Белово в конце восьмидесятых.
И тут появился начальник депо. Поздоровался со всеми. Спросил меня кто я и как тут оказался. Я ответил, и заодно спросил у него про фотографирование. Он отказал мне в категорической форме и сказал мне чтобы я побыстрее убирался из депо. Главмех стоял рядом и шепнул, чтобы я немного подождал, мол авось получиться уговорить. Тут со стороны путей подошло еще двое молодых людей. Им обоим было немного за тридцать. Один был одет в светло-серый костюм, другой в свитер и джинсы. Они поздоровались с начальником, с главмехом. Тот, что в костюме спросил откуда я. Я ответил. Он уточнил в каком именно районе Киева я живу. Я уточнил. Тот еще больше удивился. Оказалось, что он пять лет прожил в том же Оболоньском районе, что и я. Мир тесен, однако ))).
Второй же молодой человек никакого интереса ко мне не проявил и продолжал разговаривать с начальником депо. Я вклинился в разговор и напомнил о себе. Начальник посмотрел на меня слегка высокомерно и сказал: "Я жэ сказал нэт, ты что не понимаешь русский язык?". Я понял, что ничего не выгорит и решил сматывать удочки. Меня окликнул главмех и сказал, чтобы я не переживал и что смогу сфотографировать ВЛ8 в Нахичевани. Там, мол, контроля меньше.
Я попрощался с железнодорожниками и пошел в город. Настроение не то что было плохое, скорее подпорченое. Но я старался не унывать. прошел пути ведущие в Ордубад и далее в Баку.
Проходя сплотку "десяток" начал догадываться, кто были эти молодые люди в депо.


Вид на т.н. “Иранский” парк ст. Джульфа



Десятки также стояли хорошо по солнцу, но я решил не наглеть и не доставать фотоаппарат, т.к. был на виду у всего депо. Прошел небольшой жилой массив и вышел в приемо-отправочный т.н. "иранский" парк ст. Джульфа. Сразу видно, что никакого движения на Иран ныне нету. Все рельсы ржавые и поросли травой. На боковом пути стоят рефсекции, застрявшие тут видимо также с советских времен. Да, все пути на станции колеи 1520мм и если и перестановка на этом узле и есть, то она находиться на Иранской стороне. Прошел через пути, сделал пару фото. Никто мне не препятствовал.

Рефсекции на стоянке в т.н. “Иранском” парке ст. Джульфа



Затем пошел в город. Народу было мало, на часах было начало одиннадцатого. На встречу попался какой-то пацан, он пытался заговорить со мной по-русски, но я так и не понял его русский ))). Затем завернул к местному рынку и решил сходить на КПП, который ведет через Аракс в Иран.
Поворачиваю на боковую улицу и спокойно себе иду, греясь на теплом солнышке. Оборачиваюсь, и вижу что началось интересное...
Для понимания прошу сначала ознакомиться с этим постом:
http://burbon-d.livejournal.com/14899.html
Как вы, наверное, догадались, после моего посещения депо, за мной местные “рыцари плаща и кинжала” решили "повесить хвост". Сначала я как-то не особо удивился следующей за мной на расстоянии в метрах 200 Хюндай Соната. Мало ли, может машина только что выехала с какого-то двора и едет на главную дорогу. Но Хюндай никуда не сворачивал, так что я допер что к чему. К такому повороту событий я был готов, так что паниковать на стал, просто стало интересно, что будет дальше. Пока думал, дошел до поворота на центральную ул. Тебриз, которая и ведет к КПП. Повернул на нее и прошел вперед, КПП не впечатлил: прямо какая-то военная база, серьезные ворота, часовой.
Развернулся и пошел обратно. Фотоаппарат при этом у меня висел на левом плече. Тут на углу меня окликнул какой-то мужчина средних лет. "Tourist?", спросил он, я ответил на русском что да. Разговорились, и он рассказал мне, что оказывается в Киеве сейчас живет и работает достаточная большая джульфинская диаспора. Все они работают на одном предприятии, которым владеет их земляк и производство связано с кондитерской сферой.
Пообщавшись еще и пожелав друг другу удачи, я пошел дальше. Хюндай стоял припаркованным впереди. Я прошел мимо него, делая вид, что я его не замечаю. Тут по левую руку я заметил небольшой сквер (на карте на нем заканчивается отмеченный маршрут) и решил там недолго передохнуть и выпить чайку, который был со мной. Сел спиной к дороге откуда шел, достал термос, наполнил стакан и начал неспешно потягивать чай. Немного повернув голову назад, боковым зрением обращаю внимание, что Хюндай уже прибыл и стоит в отдалении позади.
И тут я вспомнил, что я хотел еще сфотографировать здание ж.д. вокзала. А вот какие цели у моего "хвоста" я не знал. Поэтому чем закончиться попытка сфотографировать вокзал я не знал. Мало, а вдруг приплетут, что я армянский шпион и т.д. со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями. И тут я понял ,что с надо как-то решать вопрос с “хвостом”, иначе он мне все планы поломает. Я допиваю вторую чашку чая, неспешно складываю термос в рюкзак и ускоряясь, начинаю идти к Хюндаю для разбора полетов.
Подходя, обращаю внимание, что дверца со стороны водителя открыта. Я иду к ней. Обходя машину со стороны капота, вижу, что сидящие в машине явно не ожидали такого хода с моей стороны. Подхожу к двери. Водителя не узнаю, а с пассажирской стороны сидит один из гэбешников, которого я видел в депо (в свитере и джинсах), при этом он с кем-то говорит по телефону на азербайджанском. Что за человек на месте водителя я не знал, поэтому начал разговор с ним сразу же на русском. Сказал, что "ребята, я понимаю, что это ваша работа, но не за мной ходить по пятам. Я не преступник и не террорист. Я хочу сфотографировать здание вокзала и все. Вы имеете что-то против?" Они замотали головами, мол мы не понимаем по-русски. "Do you understand English?" спрашиваю. Справа сидящий гэбешник говорит, что да. Я повторяю все то же самое, но на инглише. Тот мне в ответ начинает виновато “морозиться”, мол я не знаю. “Спросите у полицейских на вокзале”. Я ему в ответ: “Хорошо, тогда я тогда пошел фотографировать”. Гэбешник мне в ответ сказал что-то невнятное, но я понял, что вопрос решен позитивно. Я помахал ручкой и пошел к вокзалу.
Пройдя через сквер, вышел на улицу, где встретил неспешно прогуливающихся средних лет мужчин. Спросил про то, как пройти к вокзалу. Они показали дорогу и сказали, что нам по пути. Разговорились, оказалось, что один из них в свое время работал в Днепропетровске. Спросили про Крым. Диалог получился коротким и интересным:
- Ну, как обстановка в Крыму?
- Ну... Напряженная.
- То есть, жопа? )))
- Ну да, Вы правильно меня поняли... )))
Прохожие, улыбаясь, спрашивали откуда я, такой “лицо славянской национальности”, появился в их краях. Сопровождающие отвечали, что я, мол, с ними ))).
Дошли до вокзала, распрощались и я пошел к цели. На перроне вокзала стоял полицейский. Я подошел к нему и спросил можно ли сфотографировать вокзал. Тот сразу достал мобильный и кому-то позвонил (гэбешникам). После разговора сказал, что можно.


Вокзал ст. Джульфа



Я сделал пару фото, потом сфотографировал заброшенное здание бывшей гостиницы Интурист, которое также расположено на первой платформе.

Историческое фото. (Источник фото - http://pogranec.ru/showpost.php?p=1499848&postcount=49)






На здании вокзала сохранился нивелировочный знак 1911 года.



На часах было 11.45 и через 10 минут должен был прибыть поезд из Нахичевани. Я спросил можно ли его сфотографировать. Полицейский сказал, что нет. Мол, мы так не договаривались. Я не стал нарываться и пошел к автовокзалу. Маршрутки на Нахичевань не было, зато стоял таксист на желтом "Лифане" (как я по понял, их выпускают в Азербайджане по лицензии и оснастили ими местную службу такси). Потом подошли еще две женщины. Всем нам надо было в Нахичевань. Договорились разделить плату за проезд поровну. Загрузились и поехали. По дороге обратно за нами никто не следил.
Добрались до Нахичевани, вышел и решил пройтись по городу. Прошелся и решил идти к вокзалу, чтобы наконец сфотографировать там ВЛ8. Как раз к 15.00 там должны были сходиться поезда «из» и «в» Джульфу. Я шел не прямой дорогой, а по боковой, чтобы выйти к западной горловине. Вышел к путям, и уже увидел, что поезда приехали. После утреннего “общения” в Джульфе, мне уже было море по колено и я, достав фотоаппарат пошел к первому электровозу. Сфотографировал, бригада удивилась такому вниманию, но ничего не сказала.


Электровоз ВЛ8-206 с поездом Джульфа - Шарур на ст. Нахичевань



Я поприветствовал их и пошел дальше. Второй электровоз стоял прямо у вокзала, но я решил, что пусть будет, что будет и начал фотографировать. Бригада начала что-то говорить, но я на них не обращал внимания. Зашел с другого ракурса и снял оттуда.

Электровоз ВЛ8-706 с поездом Шарур - Джульфа на ст. Нахичевань



Пошел в горловину и приготовился фотографировать при отправлении, но тут за мной пошел какой-то молодой человек и начал махать мне рукой, мол туда нельзя. Я не стал противиться. Он попытался заговорить со мной по-английски, но мы друг друга с трудом понимали. Вместе мы вернулись к зданию станции. Тут собралось человек десять, которые с интересом меня рассматривали. Рядом на лавочке отдельно сидело двое мужчин средних лет. Подозвали к себе. Разговорились. С их стороны начался ненавязчивый допрос. Кто я, что тут делаю, где остановился, когда приехал и когда уеду. Без грубости, но напористо. Я отвечал, мне было главное, чтобы не удалили фото. Проговорив около получаса, они представились сотрудниками станции. Один был начальником станции. Мол, их удивило мое поведение. Может я хочу раскрыть состояние дел на Нахичеванской ж.д для армян? Пригласили меня отведать плову, но я не захотел, т.к. еще хотел посмотреть город. Слава богу никто в фотоаппарат не полез. Документы правда проверили.

На следующее утро, возвращаясь в Ыгдыр, автобус заехал в Шарур. Шарурский автовокзал совмещен со зданием ж.д. вокзала. Станция, как и в Нахичевани и Джульфе, была забита старыми грузовыми вагонами. Но за вагонами был виден ПТОЛ, в котором стояли два ВЛ8, один из которых очевидно ночевал тут с поездом Джульфа - Шарур, а второй, скорее всего, ждал поезд с отсевом до Нахичевани.


Ну а ранним утром следующего дня Боинг 737-800 унес меня из солнечного Ыгдыра домой... с пересадкой в Стамбуле.


Так закончилась эта поездка.

Как и в случае с первой частью отчета, напоминаю, что автор отчета Михаил Кульгейко. Рассказ опубликован от его лица и по его согласию. Я же только размещаю данный материал.Надеюсь Вам понравилось. Остальные части поездки были не связаны с ЖД поэтому здесь не описываются, хотя свои вопросы Вы можете задавать Михаилу, надеюсь он сможет ответить.

Profile

river, iset, ekaterinburg
e_traveller
e_traveller

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow